ФПРХ » Правовая защита »  НОВЕЛЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

НОВЕЛЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


1. С 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда устанавливается в сумме 7500 рублей в месяц. В настоящее время минимальный размер оплаты труда составляет 6204 рубля в месяц. (Президент подписал Федеральный закон от 2.06.2016 № 164-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).
2. Президент подписал Федеральный закон от 23.05.2016 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 7 Федерального закона «О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Федеральный закон направлен на совершенствование механизмов участия Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) в разработке и обсуждении законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти в сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
В частности, Федеральным законом устанавливается 30-дневный срок рассмотрения РТК проектов нормативных правовых актов в указанной сфере.
Кроме того, предусматривается обязательное приглашение координаторов сторон, представляющих в РТК общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, на заседания Правительства Российской Федерации при рассмотрении вопросов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

3. Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ внесены изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового администрирования.
В частности, Федеральным законом устанавливается, что нормативные правовые акты об утверждении новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчётов) или о внесении изменений в указанные формы (форматы) вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.
Федеральным законом предусматривается возможность использования личного кабинета налогоплательщика для получения документов от налогового органа. Для получения документов на бумажном носителе налогоплательщик вправе обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается обязанность организаций – плательщиков налога на добавленную стоимость иметь договор с оператором электронного документооборота на оказание соответствующих услуг и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Невыполнение указанных требований будет являться основанием для приостановления операций по счетам.
Федеральным законом налогоплательщику предоставляется возможность направить истребованные налоговым органом документы в электронной форме в виде электронных образов, а также на бумажном носителе, при этом листы должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщику предоставляется право на ознакомление с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.
Кроме того, Федеральным законом уточняются правила проведения налогового мониторинга. При этом налогоплательщику, в отношении которого проводится налоговый мониторинг, предоставляется право запрашивать мотивированное мнение налогового органа по планируемой сделке.
Федеральным законом также уточняется порядок обжалования ненормативных актов, действий или бездействия налоговых органов.

4. Федеральным законом от 30.03.2016 № 73-ФЗ с 1 апреля 2016 года на 1 января 2017 год переносится дата, с которой в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Также согласно Федеральному закону с 1 сентября 2015 года на 1 ноября 2016 год переносится дата, по состоянию на которую вводится ограничение размера указанных расходов при первоначальном их включении в плату за содержание жилого помещения нормативом потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленным субъектом Российской Федерации.
Кроме того, с 2016 года на 2017 год переносится срок, начиная с которого при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в истекшем году.

5 Федеральным законом от 30 марта 2016 года № 79-ФЗ внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, уточняющие порядок открытия наследства граждан, умерших в один и тот же день. В частности, предусматривается, что временем открытия наследства является момент смерти гражданина, а не дата его смерти. Соответственно к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства.
Таким образом, для целей наследственного правопреемства граждане, умершие в один и тот же день, но в разные моменты, наследуют друг после друга. Но если день смерти таких граждан известен или определён решением суда, а момент их смерти определён быть не может, они считаются умершими одновременно и не наследуют друг после друга.
Федеральным законом также установлено, что при объявлении умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определённого несчастного случая, суд может не только признать днём смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели, но и указать момент его предполагаемой гибели.
Кроме того, в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» внесены изменения, обязывающие органы записи гражданского состояния указывать в записи акта о смерти и в свидетельстве о смерти не только дату смерти, но и момент смерти (за исключением случаев, в которых момент смерти установить невозможно).
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

6. Президент подписал Федеральный закон от 2 марта 2016 года № 36-ФЗ, которым ратифицирована Конвенция о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенция № 175), принятая на 81-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) в Женеве 24 июня 1994 года.
Основной целью Конвенции является обеспечение защиты прав трудящихся, занятых неполное рабочее время, в отношении доступа к занятости, условий труда и социального обеспечения.
В частности, статьей 4 Конвенции предусмотрено, что ратифицирующим её государством – членом МОТ принимаются меры для обеспечения того, чтобы трудящиеся, занятые неполное рабочее время, пользовались такой же защитой, как и находящиеся в сравнимой ситуации трудящиеся, занятые полное рабочее время, в отношении права на организацию, права на ведение коллективных переговоров, права на деятельность в качестве представителей трудящихся, безопасности и гигиены труда, а также в отношении дискриминации в области труда и занятий.
Законодательство Российской Федерации в полной мере соответствует основным положениям Конвенции.

7. Подписан Федеральный закон от 29.02.2016 г. № 33-ФЗ. О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Федеральным законом предусматривается продление до 1 марта 2017 года срока бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, занимаемых гражданами на условиях социального найма.

8. По Указу Президента Российской Федерации от 05.01.2016г. № 7 в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановлено провести в 2017 году в Российской Федерации - Год экологии.

9. Федеральным законом от 30.12.2015г. № 434-ФЗ. О внесении изменений в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено дополнение статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации положением, согласно которому за работником сохраняется средний заработок на весь период приостановления им работы в связи с задержкой более чем на 15 дней выплаты работодателем заработной платы.

10. Федеральным законом от 29.12.2015г. № 399-ФЗ. внесены изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающие, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, – в размере 50 процентов, 80 лет – в размере 100 процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, – в размере 50 процентов, 80 лет – в размере 100 процентов.
Кроме того, Федеральным законом установлено, что инвалидам I и II группы, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в размере не более 50 процентов указанного взноса).

11. Федеральным законом от 28.11.2015г. №347-ФЗ внесены изменения в статью 33–1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 58–2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», предусматривающие сохранение до 2018 года включительно для основных категорий плательщиков страховых взносов ныне действующих тарифов страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации – 22 процента, в Фонд социального страхования Российской Федерации – 2,9 процента и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 процента (всего в совокупности в размере 30 процентов).

12. Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки».
Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 № 41548.

С 1 января 2017 года вступает в силу порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Приказ издан в целях реализации Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Утверждены:
порядок ведения ЕГРН;
форма специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки;
состав сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требования к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме;
порядок изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки.
Ведение ЕГРН осуществляется в электронной форме с использованием ФГИС ЕГРН. В ЕГРН также вносятся записи о кадастровом делении.
Определены, в том числе:
структура и общие правила ведения кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость;
структура и правила внесения записей в реестр прав на недвижимость, внесения записей в реестр границ;
особенности внесения в реестры ЕГРН записей при совершении отдельных учетно-регистрационных действий (в том числе особенности внесения в ЕГРН записей о госрегистрации ипотеки объектов недвижимого имущества, госрегистрации договора участия в долевом строительстве).

13. Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 967 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации».
Зарегистрировано в Минюсте России 28.03.2016 № 41597.

С 1 января 2017 года вступает в силу порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации.
Приказ издан в целях реализации Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Внесение платы осуществляется после представления запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН и предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальные органы либо в подведомственное ему ФГБУ в случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями и получения уникального идентификатора начисления (за исключением случая, если к запросу, представленному посредством почтового отправления, по инициативе заявителя приложен документ, подтверждающий внесение платы).
Определен порядок возврата платы. Внесенная плата подлежит возврату полностью в случае, если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН. Внесенная плата подлежит возврату также в случае внесения ее в большем размере, чем это предусмотрено (при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы). Возврат платежа осуществляется на основании заявления плательщика или его правопреемника либо на основании решения суда. Внесенная плата не возвращается при отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений.

14. Письмо ФНП от 31.03.2016 № 1033/03-16-3 «О направлении Методических рекомендаций по проверке нотариусом соблюдения преимущественного права покупки участника долевой собственности при удостоверении договоров по продаже доли в праве общей собственности на недвижимое имущество постороннему лицу».
Лицу, обратившемуся за нотариальным удостоверением сделки, должны быть разъяснены правовые последствия продажи доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество с нарушением преимущественного права покупки
В Методических рекомендациях приведены положения, касающиеся содержания извещения участников долевой собственности, подтверждения доставки извещения участников долевой собственности, отказа от покупки, срока преимущественного права покупки.

15. Приказ Росстата от 14.04.2016 № 188 «Об утверждении Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)».
Расчет среднемесячного дохода от трудовой деятельности осуществляется в соответствии с новой методикой.
Росстатом разработана новая методика расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников взамен утратившей силу, утвержденной приказом Росстата от 16 сентября 2015 г. № 427.
Уточнено, в частности, что показатель «среднемесячная начисленная заработная плата...» (ЗНР) отражает начисленную работникам заработную плату (с учетом налогов и других удержаний) по основному месту работы.
Теперь ЗНР рассчитывается за отчетный год не только по России и субъектам РФ, но и федеральным округам.
Введено понятие среднечасовой заработной платы - это величина заработной платы в расчете на один оплаченный час.
Определено понятие «наемные работники», скорректированы их категории, а также утверждены алгоритмы расчета различных показателей (среднемесячной начисленной заработной платы, годового фонда оплаты труда, численности наемных работников и пр.).

16. Письмо Минстроя России от 11.04.2016 N 10686-АТ/04 «О содержании и ремонте общего имущества в МКД»
Обязанность по техническому обслуживанию домофона возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме.
Домофон как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем принадлежит на праве собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, состав общего имущества определяется в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, в случае, если техническое обслуживание запирающих устройств (домофона) предусмотрено договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается в порядке, предусмотренном статьей 157 ЖК РФ.
В случае же если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техническое обслуживание запирающего устройства (домофона), то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона.
Такое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от конструкции взаимоотношений принимается в порядке, предусмотренном статьями 44 - 48 ЖК РФ, или в порядке, предусмотренном главой 9.1 ГК РФ, в случае, когда ЖК РФ не предусматривает возможности принятия таких решений.
В указанном случае тариф на обслуживание домофона, в том числе порядок его изменения, а также порядок внесения платы за такое обслуживание, устанавливается в договоре между организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, и собственниками помещений в многоквартирном доме или по их поручению с управляющей организацией.

17. Заемный труд запрещен. Определены правила аренды персонала.
Одно из значимых и давно обсуждаемых изменений в трудовом законодательстве в 2016 году коснулось аутстаффинга или заемного труда. Заемный труд – оказание услуг в форме предоставления заказчику работников, не вступающих с ним напрямую в какие-либо правоотношения (ни гражданско-правовые, ни трудовые), но оказывающих от имени исполнителя услуги по месту нахождения заказчика.
Изменения, касающиеся заемного труда, вступили в силу 1 января 2016 года. Поправки внесены в Трудовой кодекс РФ и Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», предусмотренные Федеральным законом № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым еще 05.05.2014.
Так, в статьях 15 и 56 Трудового кодекса уточнено понятие «трудовых отношений», а во вновь включенной в кодекс статье 56.1 дано понятие «заемного труда» и одновременно введен запрет на него.
Согласно новым правилам временно предоставлять персонал смогут только:
•    частные агентства занятости – организации, прошедшие аккредитацию для такой деятельности.
•    организации – при направлении работника к аффилированному лицу (физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность юридических и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность) или в компанию, являющуюся стороной акционерного соглашения.
Уточнено также, кто может принимать персонал в аренду.
Труд работников, направленных временно работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), регламентируют глава Трудового кодекса 53.1 и ст. 18.1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации». В них определены:
•    требования к частным агентствам занятости и предмету договора о временной передаче персонала,
•    порядок рассмотрения несчастных случаев с участием делегированных работников,
•    субсидиарная ответственность принимающей стороны перед направленными работниками по соблюдению всех прав и гарантий, вытекающих из трудовых отношений между работниками и направляющим их работодателем,
•    дан перечень работ, для которых могут передаваться работники.
Все вышеперечисленное необходимо учитывать в своей работе организациям и физическим лицам, имеющим дело с аутстаффингом.




Назад к списку