Проведено пленарное заседание Комитета Хакасской республиканской организации Профсоюза работников ...
заседание Комитета Хакасской республиканской организации Профсоюза работников
народного образования и науки Российской Федерации.
17 декабря проведено пленарное заседание Комитета Хакасской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования, под председательством руководителя республиканской организации Профсоюза Любови Барабановой.
В конференц-зале Дома Профсоюзов собрались члены Комитета, члены Контрольно-ревизионной комиссии Хакасской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования и приглашенные гости. В числе гостей мероприятие посетили заместитель министра образования Республики Хакасия Елена Конева и председатель Федерации профсоюзов Республики Хакасия Евгения Ольховская.
Повестка пленума включала три основных вопроса:
- «О реализации Программы развития Хакасской республиканской организации Профсоюза на 2025-2029 г.г.» выступила заместитель председателя Хакасской организации Профсоюза образования, Олеся Бучилина.
- «О ходе выполнения Отраслевого регионального соглашения по образовательным организациям Республики Хакасия на 2025-2027 годы» отчитались заместитель министра образования Республики Хакасия Елена Конева и руководитель республиканской организации Профсоюза Любовь Барабанова.
О социальном партнерстве в сфере образования Республики Хакасия выступала председатель Федерации профсоюзов Республики Хакасия Евгения Ольховская. Она обратила внимание на формализованную структуру взаимодействия между властью и профсоюзами, отметила, что в республике действует трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (на заседании которой в 2025 году министр образования не присутствовал ни разу), а также отраслевая комиссия по образованию. Заключено Республиканское соглашение по образованию на 2025–2027 гг., но активной стороной по-прежнему является профсоюз.
Именно профсоюз постоянно является инициатором в переговорах, защищает права педагогов, проводит мониторинг условий труда и оплаты, организует общественный контроль за выполнением соглашений.
Несмотря на наличие договорённостей, на местах (в муниципалитетах и отдельных школах) часто встречаются нарушения условий труда, задержки или необоснованное снижение зарплат (включение в оплате труда дополнительной работы вместо доплат до МРОТ), отсутствие компенсаций и льгот, предусмотренных соглашениями.
Евгения Васильевна отметила, что время меняется, отношения в рамках социального партнерства в регионах выходят на новый уровень, что же в Хакасии:
Мы видим недостаточную реализацию положений отраслевого соглашения на местах, особенно в сельской местности и малокомплектных школах.
Слабую вовлеченность работодателей и органов местного самоуправления в процесс социального диалога.
Нехватку финансирования из республиканского и местных бюджетов для выполнения социальных обязательств (например, по модернизации условий труда, повышению оплаты труда молодых специалистов, развитие наставничества).
Отсутствие чётких механизмов оценки эффективности социального партнёрства и ответственности за невыполнение договорённостей.
Евгения Васильевна озвучила предложения профсоюзов Хакасии для развития социального партнёрства в сфере образования Республики Хакасия
Усилить роль муниципального уровня в социальном партнёрстве,
проводить регулярные совместные просветительские кампании для работников образования→ В том числе через вебинары, информационные буклеты, школьные собрания — о содержании соглашений, правах и возможностях профсоюзной защиты. Особенно — для молодых педагогов.
Внедрить механизм «социального рейтинга» образовательных организаций → На основе соблюдения трудового законодательства, условий труда, уровня вовлеченности в социальное партнёрство. Рейтинг может использоваться при распределении стимулирующих выплат и грантов.
Инициировать пилотные проекты развития «профсоюзно-дружелюбных» школ → В сотрудничестве с Минобрнауки и профсоюзами разработать стандарт «социально ответственного работодателя в образовании» и поддерживать учреждения, внедряющие его (например, грантами, методической поддержкой, публичным признанием).
В заключении Ольховская отметила:
Социальное партнёрство в образовании Хакасии имеет потенциал для развития, но требует перехода от формального выполнения процедур к реальному диалогу и совместному решению проблем отрасли. Укрепление доверия между сторонами, повышение прозрачности и ответственности — ключевые условия для устойчивого развития системы образования республики.
По третьему вопросу выступила главный бухгалтер организации Жилинская Елена, «Об утверждении процента отчислений членских профсоюзных взносов в 2026 году».
По всем вопросам повестки дня приняты решения. В заключении заседания прошло награждение провозных активистов и новогодние поздравления.